Содержание:
Гиперактивность у ребёнка — это не просто избыток энергии, а комплексное состояние, связанное с особенностями работы нервной системы1. Часто оно ассоциируется с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)1.
Что такое гиперактивность у ребёнка
Гиперактивность — особенность работы мозга, влияющая на поведение и способность концентрироваться. Она указывает на слабую нервную систему, с быстрым переутомлением. Часто малышей с гиперактивностью считают просто невоспитанными, потому что их активность и возбудимость превышают принятые в обществе нормы1.
Гиперактивный ребёнок легко отвлекается и действует импульсивно. Он быстро устаёт, но при этом не может усидеть на месте. Нарушение внимания проявляется в сложности сосредоточиться на одном деле, частом отвлечении на внешние раздражители. Импульсивность выражается в поспешных, необдуманных действиях, нетерпеливости и склонности к риску. Из-за этого у ребёнка могут возникать сложности в учёбе, общении и повседневной жизни1.
Основные признаки гиперактивности1:
- Активность, не соответствующая возрасту. Ребёнок постоянно в движении: бегает, крутится, дёргается — даже там, где нужно сидеть спокойно (на занятиях, за столом, перед сном). Его подвижность не поддаётся управлению.
- Дефицит внимания. Ребёнку трудно удерживать внимание на чём-то одном. Он забывает, что начал делать, перескакивает с одного на другое. Создаётся ощущение, что он «витает в облаках» или «не слушает», даже если это не так.
- Импульсивность. Ребёнок действует резко, не подумав. Может выкрикнуть, перебить, выхватить, ударить, убежать, сделать что-то опасное. Он как будто «не успевает передумать» — его действия опережают мысли.
- Отсутствие устойчивой мотивации к деятельности, требующей волевых усилий. Если нужно делать что-то долго, спокойно и с усилием (задания, настольные игры), ребёнок быстро теряет интерес. Такие занятия его утомляют.
- Дезадаптация. Из-за всего вышеперечисленного ребёнку тяжело вписаться в обычную жизнь — в детский сад, кружки, секции. Он может конфликтовать со сверстниками, с трудом соблюдать правила, раздражать воспитателей и учителей. Это влияет и на самооценку ребёнка, и на атмосферу в семье.
Почему ребёнок может быть гиперактивным
В основе гиперактивности и недостаточного внимания часто лежат следующие причины и факторы, повышающие риски развития этих расстройств1:
- Особенности работы мозга — нарушения работы нейромедиаторной системы.
- Наследственность. Если у родителей были проблемы с концентрацией внимания, ребёнок тоже может быть склонен к гиперактивности.
- Влияние окружающей среды. Загрязнения тяжёлыми металлами не оказывают непосредственного влияния на развитие гиперкинетических расстройств, к которым и относится гиперактивность, но могут вызвать у детей поведенческие и когнитивные нарушения.
- Хронический стресс, конфликты в семье.
- Дисбаланс в питании (избыток сахара, недостаток полезных жиров и микроэлементов).
Также причинами гиперактивности могут быть нарушения состава кишечной микробиоты, обмена гистамина, меди, аминокислот.
Связь гиперактивности и запоров
В США проводилось популяционное исследование, в котором учёные установили связь между СДВГ и расстройствами стула. Выяснилось, что дети с таким диагнозом действительно часто сталкиваются с трудностями, которые влияют на пищеварение2. Возникновению проблем могут способствовать2:
- Поведенческие особенности. Дети с СДВГ иногда игнорируют позывы к дефекации, так как не могут прервать более интересное для них занятие (например, игру).
- Недостаточная концентрация на телесных сигналах. Из-за дефицита внимания ребёнку сложно сосредоточиться на ощущениях тела, в том числе и на позывах к дефекации.
- Связь с нейробиологическими нарушениями. Предполагается, что у детей с гиперактивностью может быть общая дисрегуляция нервной системы, что влияет и на регуляцию моторики ЖКТ.
- Низкий уровень мотивации к приучению к туалету. Некоторые гиперактивные дети медленнее осваивают навыки опрятности и менее заинтересованы в соблюдении режима туалета.
- Неправильное питание, в том числе недостаток цинка, меди, витаминов, включая витамин C, может негативно сказываться на работе кишечника и провоцировать запоры.
Как помочь ребёнку с гиперактивностью
Поддержка гиперактивного ребёнка — это целая система: важно работать с поведением, уделять внимание обучению, психоэмоциональному состоянию и вовлекать в процесс близких взрослых — родителей, педагогов, воспитателей. Начинать помощь можно на любом этапе — чем раньше, тем заметнее эффект1. Подход подбирается индивидуально, в зависимости от возраста, состояния и особенностей ребёнка. Чаще всего применяются1:
- Поведенческая терапия. Она помогает формировать полезные привычки, развивать навыки общения и учит справляться с трудностями через пошаговые задания, поощрения и повторения.
- Тренинг родительской компетентности. Обучение взрослых тому, как говорить, реагировать, менять привычный (и не всегда эффективный) стиль воспитания.
- Психотерапия. Индивидуальная или групповая, особенно если важно поднять самооценку или проработать внутренние трудности.
- Нейропсихологическая коррекция. Упражнения, развивающие тело, речь, восприятие и мышление, с обязательной поддержкой родителей дома.
- Психолого-педагогическая коррекция. Она может включать работу с тревожностью, трудностями в обучении и социальной адаптации.
Гиперактивность у ребёнка — сигнал к тому, что для него особенно важны своевременные лечение и поддержка. И это не только про коррекцию поведения. Необходимые медицинские вмешательства, например применение микроклизм при запоре, — мягкий и безопасный способ облегчить состояние, не вызывающий привыкания. Перед применением микроклизм, а также если проблема не решается, необходимо проконсультироваться с педиатром или гастроэнтерологом.
Вся предоставленная информация носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации специалиста. При наличии жалоб для диагностики и назначения лечения обращайтесь к врачу.
Дата публикации: 03.10.2025 г.
Медицинский эксперт: Горбунова Юлия Николаевна — педиатр, неонатолог
Список литературы по статье
- Корень Е. В., Куприянова Т. А. Клинические рекомендации по гиперкинетическим расстройствам (СДВГ). Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского Минздрава России. Москва, 2015 (дата обращения: 08.03.2025).
- Bazmamoun H, Momeni A, Jahangard L, Asnaashari F, Pezeshki N. How common is attention deficit hyperactivity disorder (ADHD) in a cohort of children with functional constipation, and does ADHD treatment improve functional constipation?. Archives of Medical Science. 2023;19(2):381-384. doi:10.5114/aoms/111841.