Калорийность пищи — показатель ее энергетической ценности. Чем калорийнее рацион, тем больше энергии получает ребенок. Калории поступают в организм с белками, жирами и углеводами, а при их расщеплении образуется энергия, которую рассчитывают в килокалориях (ккал)1:
- 1 г жира дает 9 ккал энергии;
- 1 г белка — 4 ккал;
- 1 г углеводов — 4 ккал2.
Сбалансированным считается питание, которое обеспечивает правильное соотношение этих питательных веществ2.
В отличие от взрослых, у детей правильное соотношение отличается в разном возрасте:
Малыш до 1 года должен получать 50% калорий за счет жиров, примерно 40% — за счет углеводов, а оставшуюся часть — белков3
У детей на 2-м году жизни значительно увеличивается двигательная активность, повышается активность метаболических процессов, в связи с чем возрастает расход энергии и, следовательно, потребность в основных пищевых ингредиентах3.
Ребенку от 1 года до 3 лет 55-58% калорий должны поступать с углеводами, 30-32% с жирами и 12-15% с белками2.
В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) доля белков и жиров выравнивается, но основная калорийность приходится на углеводы. При этом общую калорийность пищи значительно повышают, чтобы обеспечить энергию для высокой двигательной активности ребенка и развития его нервной системы2,3.
Суточная потребность в пищевых веществах и энергии детей и подростков
Важно следить, чтобы калорийность блюд была правильно распределена в течение суток.
При 5-разовом питании оптимально распределить ее так:
- завтрак — 25%;
- обед — 30–35%;
- ужин — 20%;
- дополнительные приемы пищи (полдник, 2-й завтрак, 2-й ужин) — около 10%2.
При 4-разовом кормлении:
- завтрак — 30%;
- обед — 35%;
- полдник — 15%;
- ужин — 20%3.
Если у ребенка в 2-3 года избыточная масса тела, общую калорийность пищи сокращать нельзя. Нельзя также устраивать ребенку «разгрузочные» дни2.
Чтобы нормализовать вес, рекомендуется:
- восстановить сбалансированное питание;
- не давать малышу сладости между приемами пищи;
- не приучать его к высоко калорийному фастфуду2.
Если малыш сильно проголодался и не хочет дожидаться очередного приема пищи, можно дать ему перекусить несладкими фруктами или овощами3.
Список литературы по статье
- Дрожжина Н.А., Гурова А.И., Максименко Л.В., Пивень Е.А. Д 75 Руководство к лабораторным занятиям по гигиене питания: Учеб. пособие для студентов специальности «Лечебное дело». Книга 2 – М.: РУДН, 2009. – 173 с. URL: https://bilgreek.narod.ru/med/gigi/gigi_metod-2-pitanie.pdf
- Программа оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в Российской Федерации: П78 методические рекомендации / ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России. — М.: б. и., 2019. — 36 с. https://www.pediatr-russia.ru/information/dokumenty/other-docs/optimizatsii-pitaniya-detej-v-vozraste-1-god-3-let-v-rf.pdf
- Кильдиярова, Р. Р. Детская диетология : руководство / Р. Р. Кильдиярова. — 2-е изд. , перераб. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 256 с. URL: https://library.mededtech.ru/rest/documents/ISBN9785970469347/?anchor=table3-9