Содержание:
Досуг современных детей всё больше связан с гаджетами. Из-за этого снижается речевая активность, ухудшаются навыки общения и связность речи1. В таких условиях взрослые должны уделять развитию речи ребёнка особое внимание.
Периоды развития речи
Развитие речи у детей проходит четыре основных периода2.
- Период подготовления словесной речи (почти с рождения до конца первого года жизни). Уже в 2–3 недели малыш прислушивается к звукам, а в 2–3 месяца связывает звук голоса с присутствием взрослого. Дальше происходит очень важное событие: ребёнок начинает выделять и понимать отдельные слова. Именно эти слова, имеющие для него смысл, ребёнок пробует произносить самостоятельно. Обычно такие попытки подражать речи взрослых появляются в 8–9 месяцев.
- Период первоначального овладения языком (с года до 2,5 лет). Переход к этому этапу связан с желанием ребёнка вступить в общение — то есть не просто произнести слово, а адресовать его конкретному человеку. Поэтому малыш старается, чтобы его понимали: изучает всё больше новых слов, тренируется правильно произносить звуки.
- Период развития языка в процессе речевой практики (с 2,5 до 6 лет). Наступает, когда дети начинают говорить не только о текущей ситуации. Рёбенок хочет обсудить события, которые уже произошли или произойдут в будущем. А это требует более совершенного владения грамматикой языка. Дети изучают её на практике: из разговоров взрослых между собой, сказок, мультфильмов. В 4–5 лет формируется логическое мышление. В речи появляются сложноподчинённые предложения, причинно-следственные связи.
- Период развития речи в связи с изучением языка (охватывает всё дальнейшее развитие). В школе язык становится не только средством коммуникации, но и предметом изучения. Из учебников дети получают знания о правилах языка, его фонетике, синтаксисе, орфографии.
Признаки благополучного и неблагополучного развития речи
Чтобы понять, правильно ли развивается речь ребёнка, понаблюдайте за его поведением.
Всё в порядке, если он2:
- активно общается с родителями и знакомыми, но стесняется разговаривать с незнакомцами;
- охотно повторяет за вами слова и фразы;
- решает возникающие проблемы с помощью речи;
- старается говорить правильно, вслушивается в свою речь и самостоятельно исправляет ошибки.
Речь развивается неблагополучно, если ребёнок2:
- одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми людьми;
- не любит повторять за вами слова и фразы, игнорирует прямые просьбы сделать это;
- предпочитает решать свои проблемы сам, не обращаясь за помощью к взрослым (родители нередко радуются такому поведению, считая ребёнка «самостоятельным», но на самом деле это повод для беспокойства);
- не переживает, понимают ли его окружающие, и раз за разом повторяет одни и те же ошибки.
Развитие речи в раннем возрасте
Некоторые родители приступают к развитию речи, когда ребёнок начинает говорить первые слова. Но уделять этому внимание нужно намного раньше, с самого рождения. Разговаривайте с малышом каждый раз, когда вступаете с ним в контакт: кормите, переодеваете, делаете массаж. Чтобы младенец лучше воспринимал речь, произносите слова с эмоциональной окраской. Используйте короткие предложения и отделяйте их друг от друга.
О чём можно поговорить с младенцем? Называйте предметы, которые он видит вокруг себя. Комментируйте его действия, хвалите за успехи. И конечно, почаще называйте ребёнка по имени2.
Развитие связной речи
Специалисты выделяют две составляющих речи: диалог (то есть разговор между несколькими людьми) и монолог (выступление перед публикой). Соответственно, развивать нужно оба навыка. Для этого используются разные методики.
Совершенствованию диалогической речи помогает отгадывание загадок, решение логических задач. А ещё — беседы со взрослыми. Это должны быть разговоры на значимые темы, обмен мнениями и чувствами. Важно, чтобы в таких диалогах взрослый не занимал позицию «над ребёнком», а был приятным интересным собеседником. Темы бесед, в которые охотно вовлекаются дети, — интересные случаи и яркие впечатления из их жизни.
Также для развития диалогических умений хорошо подходят сюжетно-ролевые игры. Так дети примеряют на себя различные жизненные ситуации и учатся взаимодействовать для их разрешения.
Монологические навыки можно развить с помощью рассказывания и пересказов. В первом случае от ребёнка требуется воспроизвести своими словами историю, услышанную ранее. Вторая задача более творческая: нужно придумать сюжет на заданную тему1,3.
Дополнительные способы развития речи
Некоторые методики не связаны с речью напрямую, но также помогают научить ребёнка говорить2:
- Артикуляционная гимнастика. Такие занятия развивают органы речи, тренируют мышцы и связки. К тому же они очень нравятся детям. Предлагайте им строить гримасы перед зеркалом, надувать щёки, показывать язык. Полезны и дыхательные упражнения: например, надувание мыльных пузырей.
- Развитие мелкой моторики. Зоны головного мозга, которые отвечают за речь и моторику, находятся рядом. Поэтому развитие речи стимулируют занятия, тренирующие точные движения пальцев рук. Особенно хороши пальчиковые игры, в которых каждый палец двигается независимо от других, а сжатия мышц кисти чередуются с расслаблениями.
Правила развития речи для родителей
Процесс обучения проходит быстрее и эффективнее, если соблюдать несколько рекомендаций4:
- Следовать за интересом ребёнка. Намного лучше усваиваются новые слова, связанные с предметами или явлениями, которые привлекли его внимание.
- Поправлять не только смысловые ошибки, но и ошибки в построении фраз. Чтобы научить ребёнка правильно составлять предложения, каждый раз произносите грамматически верную конструкцию.
- Не злоупотреблять «детскими» словами. Словарный запас ребёнка пополняется в первую очередь благодаря вам. Называйте незнакомые малышу предметы и явления — даже те, которые кажутся достаточно сложными.
Во время развития речи постарайтесь научить ребёнка проситься в туалет. На первых порах это могут быть не полные фразы, описывающие просьбу, а отдельные слова, их заменители (например, «а-а») или даже жесты5. У детей, которые вовремя ходят в туалет, значительно снижается риск запоров и других расстройств пищеварения. Если же запоры всё-таки случаются, необходимо проконсультироваться с педиатром и по его назначению ситуативно использовать микроклизмы.
Информация в данной статье носит ознакомительный характер и не является рекомендацией для диагностики и самолечения. При возникновении любых симптомов рекомендуется обратиться к врачу, который проведёт диагностику и назначит лечение.
Дата публикации: 20.11.2025 г.
Медицинский эксперт: Горбунова Юлия Николаевна — педиатр, неонатолог
Список литературы по статье
- Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к методике развития связной речи дошкольников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2–9.
- Рзаева П. Развитие речи у детей по возрастам // In The World Of Science and Education. 2024. № 15.
- Стерликова В. В. Теория и методика развития речи детей (структурно-логические схемы): учебно-методическое пособие. Орск: Издательство ОГТИ, 2010.
- Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве // Современное дошкольное образование. 2009. № 1.
- Каркашадзе Г. А., Намазова-Баранова Л. С., Маслова О. И., Клочкова У. Н., Зоркин С. Н., Комарова Е. В. Формирование навыков туалета у детей в России. Проблемный анализ // Педиатрическая фармакология. 2012. Том 9. № 2.
