Содержание:
Во время возрастного кризиса ребёнок осваивает новые навыки, учится самостоятельности, но при этом может вести себя капризно, упрямо или тревожно. Как ему помочь?
Что такое возрастной кризис
Возрастные кризисы — это переломные моменты развития, когда ребёнок сталкивается с внутренними противоречиями, пытается переосмыслить себя и своё место в мире. Они являются естественными этапами взросления и сопровождаются бурными эмоциями, сменой интересов, упрямством, протестом против правил и авторитетов. Это непроизвольные, но важные «переходные мосты» от одного этапа развития к другому1.
Такие периоды случаются в разном возрасте, но обычно это происходит до 2 месяцев (кризис новорождённости), в 1, 3 года, 7, 13 и 17 лет1.
Каждый из кризисов имеет свои особенности, однако протекает по общему правилу1:
- имеет неотчётливые границы, а в середине — кульминационное «обострение»;
- у некоторых проходит остро и бурно, у других — практически незаметно;
- несёт негативный «заряд» — во время кризиса ребёнок теряет интерес к тому, что нравилось раньше.
Такие критические, переломные периоды развития служат границами разделения детских возрастов. В кризисные периоды растёт самостоятельность ребёнка и формируется личность1.
Кризис — это не поломка, а настройка системы. Своего рода перезагрузка, без которой невозможно развитие. Именно в такие периоды закладываются важные навыки: умение говорить «нет», брать на себя ответственность, справляться с чувствами, устанавливать границы. Задача родителей — не подавить эти изменения, а поддержать ребёнка, сохраняя контакт и доверие1.
Молодым родителям сложнее всего переживать кризисы у маленького ребёнка: ведь с ним бывает сложно договориться. Рассмотрим подробнее возрастные кризисы у детей младше пяти лет.
Кризис 1 года
В возрасте около года ребёнок делает значительный скачок в развитии: учится ходить, говорит первые слова, становится более самостоятельным. Сущность кризиса одного года у ребёнка — осознание себя как отдельной единицы. Это вызывает у него стремление исследовать окружающий мир, но в то же время — тревожность из-за новых ощущений. В этот период — во время кризиса первого года жизни — малыш может требовать больше внимания, испытывать страх разлуки с родителями1.
Кризис 3 лет
Этот возраст часто называют кризисом первого взросления. Ребёнок осознаёт самостоятельность, активно пробует отстаивать свою позицию, часто говорит «нет» и протестует против родительского контроля. Это важный этап, когда малыш учится принимать решения, но при этом может вести себя непредсказуемо.
Существует семь отличительных признаков кризиса 3 лет1:
- отрицание требований взрослых;
- настойчивое отстаивание своего мнения;
- стремление всё делать по-своему;
- капризы и протесты;
- вызовы авторитету;
- диктат в отношениях с близкими;
- обесценивание ранее значимых вещей.
Как кризисы могут влиять на пищевое поведение
Во время кризисов ребёнок сталкивается с новыми задачами: учится управлять эмоциями, адаптируется к детскому саду, школе, сверстникам и авторитетам. У него появляется внутренняя тревога, обостряются страхи. Всё это — нормально1.
Но бывает, что из обычных переживаний вырастает нечто большее. Раздражительность, страх расставаний, вспышки гнева, зацикленность на ритуалах, плохой сон — эти признаки часто списывают на характер или «воспитание», но они могут быть сигналом того, что психика ребёнка с трудом справляется с новой реальностью2. И чаще всего это не просто абстрактный стресс — он начинает проявляться через тело.
Один из способов, которым тело говорит о трудностях, — проблемы с пищеварением, в частности запоры. Современные исследования показывают: до 29,6% детей в мире сталкиваются с функциональными запорами, и в основе этих состояний часто лежит не физиология, а психоэмоциональное напряжение2. Стресс, страх, тревога — всё это буквально блокирует кишечник.
У ребёнка с функциональным запором может быть меньше трёх дефекаций в неделю, болезненный стул, случаи недержания или длительная задержка стула. И даже если он ест овощи, пьёт воду и достаточно двигается, проблема может не решаться, потому что её корни — в другом2.
Семья и стресс
Исследования показывают, что запоры у детей чаще встречаются в семьях, где много тревоги: ссоры между родителями, жёсткий стиль воспитания, переезд, развод, потеря работы одним из родителей. Стресс становится «внутренним», влияет на нервную систему, а через неё — на работу кишечника2.
Школа и детский сад
Начало школьной жизни — ещё один сильный стрессор. Страх перед новой обстановкой, учителем, общественным туалетом — всё это буквально тормозит пищеварение. Издевательства и давление со стороны сверстников в любом возрасте тоже могут спровоцировать проблемы со стулом2.
Психика и тело
Дети с запорами часто имеют повышенную тревожность, гиперактивность или сложности в регуляции эмоций. При этом запор становится частью замкнутого круга: стресс → задержка стула → боль при дефекации → новый стресс → новый запор2.
Многие дети, переживающие психологический дискомфорт, буквально держат его внутри. Кишечник становится «местом хранения» тревоги и напряжения2.
Как поддержать ребёнка в период кризиса
Важно не только нормализовать питание, но и мягко поддерживать ребёнка эмоционально. Создавать предсказуемую, спокойную среду. Давать время на адаптацию, разрешать проявлять чувства, быть рядом, когда ребёнок злится или плачет1.
Психологическая работа может быть не менее важной, чем физиологическая1. Особенно при частых запорах, которые не уходят, несмотря на здоровый образ жизни2.
Чтобы помочь ребёнку справиться с запорами без стресса, важно создать комфортные и рутинные условия3: наладить режим питания, обеспечить достаточное количество жидкости в рационе, мягко приучать к регулярному посещению туалета.
Если у ребёнка функциональный запор, нарушение стула на фоне стресса или возрастного кризиса, то по рекомендации врача для облегчения состояния можно использовать микроклизмы. Это мягкий метод, который помогает решить проблему без лишнего стресса, особенно если нужно быстро восстановить нормальное пищеварение. Важно помнить, что перед применением любых лекарственных препаратов необходимо проконсультироваться со специалистом.
Возрастные кризисы — это не проблема, а часть взросления. Они проходят, оставляя важные навыки: самостоятельность, уверенность в себе и способность справляться с эмоциями. Главное — сохранять спокойствие и поддерживать ребёнка на этом пути.
Вся предоставленная информация носит справочный характер и не заменяет профессиональной консультации специалиста. При наличии жалоб для диагностики и назначения лечения обращайтесь к врачу.
Дата публикации: 26.11.2025 г.
Медицинский эксперт: Горбунова Юлия Николаевна — педиатр, неонатолог
Список литературы по статье
- Сладкова Ю. Д. Кризисы детского возраста и их преодоление // Северо-Кавказский психологический вестник. 2021. № 4 (дата обращения: 11.03.2025).
- Gozali F. S., Febiana B., Putra I. G. N. S, Karyana I. P. G., Hegar B. Relationship between psychological stress with functional constipation in children: a systematic review. Pan Afr Med J. 2023; 46: 8. Published 2023 Sep 7. doi:10.11604/pamj.2023.46.8.41130.
- Selman S. B. & Dilworth-Bart J. E. (2024). Routines and child development: A systematic review. Journal of Family Theory & Review. 2024; 16(2), 272–328.
